Время неумолимо и скоротечно, однако оно не проходит бесследно

Время неумолимо и скоротечно, однако оно не проходит бесследно

Время неумолимо и скоротечно, однако оно не проходит бесследно. Благодаря свидетельствам и свидетелям прошлого у нас есть уникальная возможность убедиться в том, что память человеческая непреходяща.

Эта апрельская дата связана с далёким 1943 годом. Шла война, и транспортный вопрос оперативной доставки войск, вооружений и продовольствия стоял как никогда остро. Именно в это время в Коломне открыли надёжную переправу через реку Оку. Мост должен был обеспечить бесперебойную связь с юго-восточными регионами страны.

Уникальность сооружения заключалась в том, что оно было деревянным (до нашего времени мост, конечно же, не сохранился). Его проект разработали инженеры военно-мостового управления. Переправу спланировали как высоководную, то есть способную пропускать речные суда. Общая длина моста - более километра, причём половина расстояния проходила непосредственно над водной гладью Оки.

Изыскания коломенских краеведов, в частности Анатолия Кузовкина, позволили выяснить любопытные факты об этом сооружении и том, как оно создавалось.

По сохранившимся данным, в помощь военным строителям мобилизовали колхозников (в основном женщин) из Коломенского и близлежащих районов, а также с Рязанщины. Эти люди доставляли древесину и землю для насыпи на правом, более пологом берегу реки. Крепежи для моста изготовили на московском заводе «Стальконструкция», некоторые детали делали на коломенских предприятиях и непосредственно на месте. Например, крепёжные крючья ковали в оборудованной неподалёку кузнице.

Работы, которые предстояло провести в сжатые сроки, начались вскоре после контрнаступления Красной Армии под Москвой, когда вражеские войска были отброшены за пределы столичного региона. В результате на строительство - от заготовки материалов до сдачи в эксплуатацию - ушло десять месяцев.

Интересно, что установка так называемых «ряжевых устоев» и быков проходила зимой 1942-1943 года, поскольку эту работу можно было выполнить только со льда, сковавшего Оку.

После завершения строительства последовали испытания, и мост признали годным к эксплуатации. Запас прочности сооружения, учитывая авральные темпы его создания, по мнению проектировщиков, был рассчитан не более чем на три года. Однако на деле вышло, что основательность конструкции и пропускная способность позволили ему бесперебойно функционировать почти десять лет.

Эту деревянную переправу, уже тогда признанную уникальной, разобрали в 1952 году. К тому времени над Окой вознёсся новый, металлический мост, который существует и поныне.

Источник: Газета «Коломенская правда»